Вокалист-инноватор Борис Саволделли, ударение в имени которого ставится на «о» — музыкант потрясающей универсальности, оптимизма и искренности. Работу в Миланском Политехникуме над новыми устройствами обработки звука он сочетает, например, с изучением Сергея Есенина в оригинале. А концерты его — это действительно Большое Шоу: Саволделли органично смешивает научно-фантастические технологии и «чистые» возможности человеческого голоса, блещет чисто итальянским обаянием и демонстрирует немыслимые сценические костюмы, варьирует репертуар от «Битлз» до джазовых стандартов, от Джими Хендрикса до авангардных импровизаций, от русских романсов до Стинга.
Разноплановость Саволделли поражает воображение. В зависимости от того, какую композицию из его программы доведётся услышать критику, Борис может быть назван джазменом, авангардистом, рокером, электронщиком, шоуменом, исполнителем латиноамериканской, этнической и даже неоклассической музыки. Впрочем, уже на стадии ученичества он оказался далеко за пределами традиционных схем. Успешный бизнес-консультант с хорошей работой в структурах Евросоюза, Саволделли всерьёз пошёл в музыку уже в возрасте за тридцать. Элизабет Сабин, одна из первых его профессиональных педагогов, ставила в своё время вокальную технику сладкоголосому поп-певцу Майклу Болтону и рокеру-бунтарю Акселю Роузу; позже Борисом занимался один из поистине легендарных джазовых мастеров, американец Марк Мёрфи; параллельно Саволделли посещал специальные семинары, посвящённые фольклорным вокальным традициям народов Азии и Африки.
Борис, который много и продуктивно работает с самыми разнообразными ансамблями, любит и умеет выступать соло, используя внушительный арсенал средств для обработки звука в реальном времени. Именно сольное шоу — его основной конёк. Работа Саволделли резко отличается от работы современного джазового развлекателя и, несмотря на внешнюю броскость, не имеет ничего общего с ресторанно-аниматорским ремеслом. Сам артист разделяет своё творчество на «светлую» и «тёмную» стороны: первая – это исполнение, в ходе которого технические приёмы и аппаратура делают из одного голоса полноценный сбалансированный оркестр, приятный слуху самой обширной аудитории, вторая – исполнение, в котором голос может стать не менее резким и авангардным инструментом, чем саксофон Джона Зорна (к слову, давнего приятеля и коллеги Бориса). Удивительно при этом то, что живые выступления Саволделли крайне редко демонстрируют лишь одну сторону его творческой личности: как правило, он начинает с простого и понятного и легко уводит слушателя за собой в глубины тотальной импровизации, вновь возвращается к почти эстрадной манере, вновь рискует с нововведениями и так далее. Оставаясь лучезарным и искренним хулиганом на сцене, итальянец никогда не «отпускает» аудиторию, не превращает свои эксперименты и поиски в процесс, доступный лишь элите. Лучшее доказательство успешности такого подхода — с выступлений Саволделли никто и никогда не уходит: в его поистине безумной концертной практике бывали, например, выступления на мероприятиях в Восьмому марта, подаренные местным женщинам администрацией небольших отечественных городков с населением порядка десяти тысяч человек. «Авангардиста» провожали стоячей овацией…
У Саволделли прекрасная и разноплановая дискография. В 2007 году он выпустил свою первую сольную работу «Insanology», где лишь в паре треков ему помог великолепный авангардный гитарист Марк Рибо. Большой успех этому диску предсказал уже на стадии записи всё тот же Марк Мёрфи: он был настолько впечатлён демо-треком, что подарил Борису для альбома одну из своих ранее не изданных композиций. «Insanology» был назван несколькими авторитетными изданиями одним из главных вокальных событий года, а самого Саволделли в рейтинге вокалистов-мужчин, чьи работы вышли в том же году, пресса поставила на третье место после Тони Беннетта и Эла Джарро. В 2011-м был выпущен второй альбом, «Biocosmopolitan», где аналогичным образом в нескольких треках на помощь приходили звёзды: басист Джимми Хаслип и трубач Паоло Фрезу, например). Абсолютным контрастом к этим работам полным безудержного сатирического обаяния и неповторимого «электронного безумия», стали «тёмные» авангардные работы — «Protoplasmic» (2009), выпущенный вдвоём с известнейшим деятелем новой музыки Эллиоттом Шарпом, и «Electric Bat Conspiracy» (2014) в дуэте с Гаррисоном Фивеллом. Отдельным блоком в этой дискографии стоит участие в нашумевшем проекте «Esenin Jazz»: познакомившись во время одного из российских туров с рязанским музыкантом, композитором и продюсером Геннадием Филиным, Саволделли по-настоящему влюбился в его проект создания джазовой программы на тексты Сергея Есенина. Исполняя песни на русском, итальянском и английском, он принял участие в записи уже двух дисков серии (наряду с такими именитыми музыкантами, как Игорь Бутман, Билл Эванс, Валерий Пономарёв, Стэффорд Хантер и т.д.) и продолжает выступать с этом проектом в России на самых разных площадках. Самая же свежая на сегодня работа Бориса — «The Great Jazz Gig in the Sky» (2016) в составе трио Savoldelli — Casarano — Bardoscia, великолепная авангардно-джазовая перепевка одного из самых известных альбомов в истории музыки, «The Dark Side Of The Moon» группы Pink Floyd.
Разносторонность записанных Борисом работ показывает, что он не встал на позиции нонкомформиста от музыки, оставаясь желанным гостем в любом окружении, от традиционного джазового фестиваля до радикального авангардного клуба. Это же подтверждает и его история выступлений в России: первый его приезд состоялся в марте 2009 года, когда музыкант был приглашён на известный фестиваль импровизационной музыки «МузЭнерго». Блестящий приём, оказанный артисту публикой Москвы, Дубны и Калининграда, результировался в следующих отзывах слушателей: «аудиокиллер высшей категории», «безумно позитивный», «потрясающий голос». К Саволделли стали проявлять интересы самые разные организаторы, и с тех пор в России он побывал не меньше десяти раз, добравшись до совершенно экзотических мест. В его концертом графике соседствуют небольшой поселковый Дом культуры в Краснодарском крае и Пермская краевая филармония, лучшие джазовые клубы Москвы и Новокузнецка, элитный ресторан Ханты-Мансийска и культовый арт-бар в Калининграде, Дворец Молодёжи в Нижнем Тагиле и Морской культурный центр Новороссийска. Особые отношения с Россией — возможно, следствие выбора имени: Саволделли назвала Борисом мама, любившая русскую литературу, но искренне считавшая, что в имени Пастернака ударение ставится на первый слог.
ПАРАМЕТРЫ ТУРА:
- 1-2 человека в делегации
- транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются компанией «Отдел культуры»
- простейший технический райдер (коммутация микрофона и стойка, электричество, стул, стол, два монитора, портальный звук)
- работает местный звукорежиссёр
- программа длительностью от 30 до 90 минут
Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, [email protected]