Новая джазовая опера для четырёх голосов и камерного ансамбля:
Thea Soti — Electrified Islands
Thea Soti (голос, композиция, дирижёр)
Taya Chernyshova (голос)
Mascha Corman (голос)
Rebekka Ziegler (голос)
Leonhard Huhn (саксофон)
Moritz Wesp (тромбон)
Elisabeth Coudoux (виолончель)
Sebastian Scobel (клавишные)
Stefan Schönegg (контрабас)
Anthony Greminger (ударные)
«Авангардные песни для четырёх голосов и оркестра» — так характеризует свою необычную формацию вокалистка, композитор и дирижёр Теа Шоти. Оркестр тоже необычен своим изысканно-неочевидным инструментальным составом. А материал, который исполняется этой группой из Кёльна, столь изощрённо балансирует между стилями и жанрами, что мало кого оставит равнодушным.
Теа Шоти — настоящий «гражданин мира» с поправкой на реалии современного музыкального искусства. Страна происхождения — Сербия; родители — венгры; базовое музыкальное образование — фортепиано; первые шаги на сцене — джазовые и эстрадные коллективы (в равной пропорции) в Будапеште и Берлине; специализированное образование (вокал, композиция) — в немецких Ганновере и Кёльне и в швейцарском Люцерне. Её сегодняшние интересы лежат преимущественно в области создания сложных и спонтанных музыкальных полотен. Рассматривая человеческий голос как равноправный и универсальный музыкальный инструмент, она включает его в самые неожиданные комбинации (от больших ансамблей до, например, дуэта с барабанами) и предпочитает всем остальным форматам свободную импровизацию или открытые композиции, то есть такую форму подготовленной музыки, развитие которой так или иначе остаётся на совести музыкантов на каждом конкретном концерте. И, безусловно, вокал Шоти — это не исполнение фиксированных текстов по заданной мелодии: она постоянно экспериментирует с языками, звуковыми решениями, поэтическими техниками.
Теа ведёт сразу несколько разнотипных проектов, среди которых, например, уже упомянутый дуэт с барабанщиком Анди Шульцем и группа Nanaya, в которой невообразимым образом реализуются в современно-авангардной упаковке мелодии Восточной Европы и ритмы Ближнего Востока. Неудивительно, что при подобной концептуальности она вовлечена и в организаторское сообщество: вместе с Машей Корман (одной из вокалисток приезжающего в Россию проекта Electrified Islands) Теа курирует концертную серию «Stimmungen», которая показывает в Кёльне современных вокалистов-экспериментаторов. Шоти активно преподаёт ещё более молодым артистам, стремящимся расширить традиционные представления о вокале, и регулярно привлекает к своим выступлениям местных исполнителей, вводя их в курс дела в рамках буквально часовых сессий.
Что до самого проекта Electrified Islands — это, как формулирует сама Шеа, «традиционные песенные структуры, которые разрушаются с помощью звуковых абстракций и которые заново переопределяются через импровизацию, использование электроники и особых техник исполнения на инструментах». Сложно? Разумеется. Просто у Шоти не бывает. Но хорошая новость в том, что даже слушателю, не способному из-за незнания языка в полной мере понять всю комплексность её поэзии (звучащей на нескольких языках), всегда предлагается несколько вариантов восприятия. Electried Islands — это не столько коллектив с определённой идеей, сколько само представление, позволяющее следить и за прихотливыми аранжировками, и за свободным взаимодействием музыкантов, и за их эксцентрическим внешним видом, поведением, сценической пластикой. Ну, а если слушатель в состоянии разобраться с вербальной составляющей происходящего — его вниманию предлагается многослойная история о «человеческих островах», воображаемых и только что найденных и посреди житейского моря, и посреди вполне реального озера. Словом, это высококачественное современное искусство, не теряющее связи со слушателем и не превращающееся в эпатаж: любое своё действие музыканты могут объяснить так, что это будет понятно нормальному человеку.