два дуэта в одном концерте
импровизация, минимализм, транс-джаз
1 отделение
Hely (Швейцария)
Йонас Рутер (ударные)
Лука Фрис (фортепиано)
Дуэт акустического фортепиано и ударных: кажущаяся простота инструментального решения предъявляет крайне высокие требования и к содержанию музыки, и к техническому мастерству музыкантов. А музыканты эти требования вполне удовлетворяют.
Музыку Hely можно, безусловно, рассматривать традиционно, с точки зрения инструментальной и человеческой — как специфически уникальное взаимодействие инструментов, как характерный звук, которым доносится характерное полуимпровизационное содержание. Но правильнее смотреть на Hely как на естественную и потому не очень систематизированную форму существования, в которой решения музыкантов, рождающиеся у них мелодии, соответствующие их настроению ритмы, конечно же, спонтанны — но ни в коем случае не бесформенны и не бессмысленны. Это долгий процесс создания новых и сложных культурных и жизненных сущностей, к которому можно прикоснуться на время присутствия на концерте.
Фрис и Рутер называют свою музыку «транс-джазом», делая отсылку к одному из подвидов клубной танцевальной музыки. Но простое суммирование терминов не делает, разумеется, джаз привлекательным для танцпола (равно как и не делает транс уместным на консервативном джазовом фестивале). Речь тут идёт именно о гипнотической ритмичной модели создаваемой музыки, заставляющей слушателя втягиваться в происходящее и адаптировать себя к модели поистине бесконечной смены настроений и идей. Кульминация каждой микро-пьесы, из которых складывается концерт Hely — это не та ключевая точка, когда следует аплодировать и заказывать следующий бокал вина; это кульминация внутри продолжающегося потока сознания, одно из многих равноправных мгновений объёмного музыкального эпоса без конца и начала.
Первый российский приезд коллектива продолжит его мировую экспансию: швейцарцы не только активно выступают у себя на родине и в соседних европейских странах, но и посетили, например, с небольшим туром Индию. Чем-то напоминая своих соотечественников Plaistow (к сожалению, прекративших концертную деятельности), они наверняка могут рассчитывать на горячий приём той российской публики, для которой недостаточен развлекательный джазовый формат обычных клубов и которая не ограничивается лишь радикальным авангардом.
2 отделение
Albatrosh (Норвегия)
Эйольф Дале (фортепиано)
Андре Ролигетен (саксофоны, флейты)
«Альбатрош» ничего общего с альбатросом не имеет. Как говорят сами музыканты дуэта, «это весьма редкое существо с двумя головами и впечатляющим размахом крыльев; оно оптимально использует ветер и имеет выдающуюся дальность полёта благодаря своему динамичному и эффективному стилю; оно не боится других существ и с удовольствием пригласит вас в своё собственное гнездо». И, разумеется, это всё ещё об импровизационной музыке.
Дуэт Эйольфа Дале и Андре Ролигетена сложился в их родном норвежском городке под названием Шиен, когда музыкантам едва перевалило за двадцать. Уже к этому возрасту их имена были известны: Эйольф и Андре считались весьма многообещающими импровизаторами, представителями подрастающей элиты европейской новой музыки. Несмотря на выстроенную каждым из них впоследствии личную карьеру (а играли они очень и очень во многих составах), именно с Albatrosh, формально основанным в 2006-м, музыканты добились своих первых громких успехов, выступили на огромном количестве именитых фестивалей, среди которых London Jazz Fest, North Sea и необычный, но оттого ещё более привлекательный 12 Points в Дублине. У группы на счету уже пять (!) альбомов, последний из которых, «Night Owl», был выпущен известнейшим лейблом Rune Grammofon.
Для музыки дуэта характерно бескомпромиссная взаимная интеграция того, что многие современные музыканты уже искренне считают несовместимым — строгой и осмысленной композиции и свободной импровизации, встроенной в выписанные пьесы, что называется, «без швов». Уже более чем десятилетний опыт совместной работы позволяет музыкантам не терять друг друга и не упускать контроль над полуспонтанным произведением даже в те моменты, когда один из них впадает в процессе исполнения в крайность (причём крайностью может оказаться и уход в полную абстракцию, и беззастенчивый романтизм и стремление к «обычной» красоте в музыке). Некоторые из критиков, описывая их звучание и взаимодействие, употребляют ни что иное, как термин «смузи»: именно так максимально детализированный, чёткий, осмысленный и кристально ясный звук смешан здесь с открытой и ничем не ограниченной экспрессией.
Немудрено, что отзываются о них по-настоящему заметные издания и критики.
- «Оба музыканта — действительно большие импровизаторы» (The Guardian)
- «Эта их интуитивная химия поднимает альбом на совершенно иной уровень» (New York Times)
- «Потрясающий пример безупречного взаимодействия. Этот альбом — сенсация (по меньшей мере!), и это касается и композиции, и импровизации, и инструментализма» (Dagbladet)
Уже в 2008-м коллектив начал постоянно попадать в разнообразные «списки лучших», получать призы, звания и именные стипендии. Только в этом 2008 году Ролигетен получил специальный приз как солист на конкурсе «Young Nordic Jazz Comets» в Копенгагене, сам дуэт на том же конкурсе дошёл до финала, а Норвежская джазовая ассоциация назвала их «Молодыми музыкантами года». На счету Albatrosh специальная «Джазовая стипендия», присуждаемая джазовым фестивалем в Мольде в сотрудничестве с организациями-спонсорами и национальными джазовыми сообществами. А в 2009-м на всеевропейском конкурсе в рамках North Sea музыканты были названы «лучшим коллективом»; комментируя это решение, известнейшая композитор и бэндлидер Мария Шнайдер сказала о «великолепном взаимодействии, потрясающей импровизации, эффектных и полных цвета композициях». Нужно ли ещё что-то добавлять?