Derek Brown / BEATBoX SAX

Саксофонист-инноватор из Чикаго, чей необычный стиль уже покорил аудиторию многих экзотических для молодого американца стран – не только Западной Европы, но и Китая, Малайзии, Бразилии, Латвии, Украины, Сербии, ОАЭ, Японии. В марте 2017 года Дерек впервые появился в России и произвёл своим трёхнедельным туром такой фурор на территории от Калининграда до Красноярска, что уже в ноябре 2017-го тур пришлось повторить — и вновь более чем с 20 выступлениями.

Браун – один из ключевых участников популярной чикагской фанк-группы Low Spark, однако известен он в первую очередь своим сольным проектом с говорящим названием BEATBoX SAX. Дерек объединяет в своих шоу самые полярные составляющие — как в содержательной, так и в технической их части. С одной стороны, в его репертуаре – смесь из джазовых стандартов, классических произведений, хитов рок- и поп-музыки и авторские пьесы. С другой стороны – он в состоянии, не пользуясь процессорной обработкой звука, совмещать игру на саксофоне, пение и специфический битбокс, который именно использованием саксофона отличает Брауна от множества «обычных» битбоксеров. Многие звуковые эффекты, которые им используются, в принципе невозможны для человеческого горла самого по себе.

История Дерека напоминает классический путь музыкантов, совершивших революцию в джазе на заре его становления. Он родился и вырос в мичиганском захолустье, где любительские занятия музыкой направлялись запросами и советами не самых искушённых слушателей; первая группа с его участием, Afterthought, исполняла обычную смесь консервативного джаза и кантри «на белый лад». Однако уже в ней Браун начал не только писать собственную музыку, но и пробовать выйти за рамки жанра, в том числе через новый взгляд на технику игры на инструменте. Дерек вообще не шёл проторенными путями: музыкальное образование, например, он получил в далеко не самом престижном заведении Штатов – в колледже-консерватории Университета Цинциннати. Но, возможно, именно вне образовательного конвейера всемирно известных джазовых школ и должен был зародиться новый стиль. Даже место работы многообещающий выпускник выбрал не там, где положено «нормальному» джазмену: Браун уехал преподавать в Христианский Университет Абилина, расположенный в небольшом техасском городке. Здесь он руководил джазовым отделением и основал джазовый фестиваль, ставший ежегодным. Здесь же и окончательно поставил перед собой амбициозную задачу – изменить формат сольного выступления саксофониста, сделать его полноценным по наполнению и звучанию шоу без применения электроники. Для решения оказалось недостаточно уже известных техник вроде циркулярного дыхания и более или менее очевидных перкуссионных фокусов; Браун разработал и собственные приёмы, получившие названия «slap-tonguing» и «double-tonguing» (в буквальном переводе, который только усиливает всю специфику – «хлопок (щелчок) языком» и «двойная работа языком»).

Найденная формула позволила Брауну реализовать главную мечту любого современного музыканта – стать независимым артистом, который живёт только собственной музыкой и не должен совмещать её с преподаванием, работой в чужих ансамблях и т.п. Перебравшись в Чикаго, Дерек быстро стал одним из самых ярких саксофонистов современной сцены, что хорошо иллюстрируют именные контракты на обеспечение со стороны ведущих производителей инструментов и оборудования (Legere Reeds, JodyJazz, P.Mauriat, BG, AKG). Собственный канал на Youtube принёс Брауну известность, о которой могут только мечтать многие «нормальные» джазмены: сегодня у него десятки тысяч подписчиков и миллионы просмотров (более 16 миллионов для одной только «Stand by Me»!), а найденные им решения изучаются и тиражируются студентами.

Шоу Брауна – это действительно шоу. Здесь есть всё. Мало того, что в одной программе звучат джазовые стандарты («I Got Rhythm» Гершвина), фанк (неувядающий «Chameleon» Хэрби Хэнкока), соул («Stand By Me», прославленная Беном Э. Кингом), рок-н-ролл («Can’t Help Falling In Love» Элвиса Пресли), классика (виолончельная сюита Баха), новая волна («Every Breath You Take» от The Police), эстрада самого разного толка (от Haddaway до ни много ни мало Джастина Бибера). И мало того, что с точки зрения звуковой палитры один молодой американец с саксофоном даст хорошую фору иным полноценным ансамблям. Дело ещё и в естественности и юморе артиста, который не чурается добрых и ярких розыгрышей – например, исполнить свою композицию дуэтом с папой, чей не очень музыкальный голос записан на мобильный телефон.

Дерек Браун, разумеется, вряд ли станет такой же легендой своего инструмента, какой стал Чарли Паркер, Джон Колтейн или другие мастера высшего эшелона, перевернувшие представления современников о возможностях саксофона. Сейчас другое время. Но именно в это, другое время именно он, Дерек Браун, может воссоздать атмосферу джазового расцвета – когда все вокруг молоды, отчаянны, полны надежд, не боятся экспериментов и не забывают о том, что главное назначение этого искусства – дарить чистую радость, а не побуждать к искусствоведческим изысканиям. Неудивительно, что его долгожданный первый альбом (так и названный «BeatBox Sax») с ходу вошёл в 25 лучших джазовых альбомов месяца в чартах журнала «Billboard».

Больше видео — на официальном канале музыканта.

 


ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

  • ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ТУР, 8-31 марта 2017
    • 8 марта: Протвино (Московская обл.), ДК «Протон»
    • 9 марта: Москва, салон «Марьячи», мастер-класс
    • 10 марта: Калининград, клуб «Дредноут»
    • 11 марта: Обнинск (Калужская обл.), флигель усадьбы «Белкино»
    • 12 марта: Самара, клуб «Balkan Grill»
    • 13 марта: Тольятти (Самарская обл.), Филармония
    • 14 марта: Уфа, Уфимский джаз-клуб
    • 15 марта: Ижевск, ДК «Интеграл»
    • 16 марта: Екатеринбург, Ельцин-Центр
    • 17 марта: Москва, джаз-клуб «Эссе»
    • 18 марта: Новороссийск, Морской культурный центр
    • 19 марта: Ростов-на-Дону, New Centropezn Jazz Club
    • 20 марта: Ростов-на-Дону, Детская джазовая школа им. Кима Назаретова, мастер-класс
    • 21 марта: Томск, джаз-кафе «Underground»
    • 22 марта: Новосибирск, винный бар «Ruby»
    • 23 марта: Красноярск, концертная студия «Дождя»
    • 24 марта: Нижний Новгород, ГЦСИ «Арсенал»
    • 25 марта: Сергиев Посад (Московская обл.), КПЦ «Дубрава»
    • 26 марта: Дубна (Московская обл), лофт-бар «Лимонад»
    • 28 марта: Хабаровск, клуб «Crossroad»
    • 29 марта: Комсомольск-на-Амуре, клуб «Эдисон»
    • 30 марта: Биробиджан, «Music Hall»
    • 31 марта: Дмитров (Московская обл.), клуб «Котёл»
  • ВТОРОЙ РОССИЙСКИЙ ТУР, 1-24 ноября 2017
    • 1 ноября: Краснодар, Wilson Pub
    • 2 ноября: (мастер-класс) Воронеж, Музучилище
    • 2 ноября: Воронеж, книжный клуб «Петровский»
    • 3 ноября: Липецк, ОЦКНТ
    • 4 ноября: Белгород, Филармония
    • 5 ноября: Курск, Филармония
    • 6 ноября: Воронеж, Филармония
    • 7 ноября: (мастер-класс) Орёл, Музучилище
    • 7 ноября: Орёл, Драмтеатр им. Тургенева
    • 8 ноября: Москва, ЕКЦ на Никитской
    • 9 ноября: Туапсе, ДК Нефтяников
    • 10 ноября: Сочи, Красная Поляна, ОКЦ «Галактика»
    • 11 ноября: Калининград, «У Гашека»
    • 12 ноября: Егорьевск, «Бережки-Холл»
    • 13 ноября: (мастер-класс) Нижний Новгород, Музыкальный колледж им. Балакирева
    • 14 ноября: Нижний Новгород,Старый актовый зал ННГУ
    • 15 ноября: Дзержинск, ДМШ им. Скрябина
    • 16 ноября: Санкт-Петербург, Fish Fabrique Nouvelle
    • 17 ноября: (мастер-класс) Санкт-Петербург , Джаз-филармония
    • 18 ноября: Крутово, Петушинский район, Владимирская обл., АТК «Богдарня»
    • 19 ноября: Москва, клуб Игоря Бутмана
    • 20 ноября: (мастер-класс) Москва, Химки, МГИК
    • 21 ноября: (мастер-класс) Кызыл, Колледж искусств
    • 22 ноября: Кызыл, Национальный театр
    • 23 ноября: Абакан, Хакасская Филармония
    • 24 ноября: Красноярск, «Студия Дождя»