30.05.2019, Новосибирск, ГЦИИ. KALI (Швейцария)

Raphael Loher, клавишные
Nicolas Stocker, ударные
Urs Müller, гитара

В непростой современной музыке ещё можно сказать что-то такое, что заставит даже утомлённых критиков взбодриться и выдать что-то новенькое. Как сказал один из них, Kali — это «как если бы у Rage Against The Machine и Мортона Фелдмана была дочь». 

Трио собрано в 2015 году двумя музыкантами из Люцерна (пианистом Рафаэлем Лоэром и гитаристом Урсом Мюллером) и представителем Цюриха, барабанщиком Николасом Стокером.

Стилистика Kali — это отчётливо авторская, оригинальная смесь неоклассической музыки, альтернативного рока и свободной импровизации. Любопытно и отчасти иронично, что само это слово имеет весьма неоднозначные значения на разных языках: если в Индонезии это «неудача», «несчастье» и даже «грех», то на некоторых индийских диалектах kali — это «река». С точки зрения общеупотребительности музыки то, что делают швейцарцы — это действительно скорее неудача; с точки зрения того, как реагирует на них добравшаяся до концертов аудитория — это действительно река, плавный ввод слушателя в повествовательное течение, проведение его по всем прихотливым поворотам, завихрениям и порогам. Одна из отличительных черт Kali — именно регулярное чередование динамических акцентов, бесшовные переходы от вдумчивой тотальной импровизации на грани слышимости к резкой, порой даже прессингующей слушателя рок-агрессии.

Каждый из музыкантов Kali мог бы служить хрестоматийным образчиком современного молодого швейцарского джазмена. Порой крайне неожиданные интересы в музыке в детстве (Лоэр, например, начал играть на фортепиано под влиянием блюзового пианиста «Чемпиона» Джека Дюпри). Одно или два высших музыкальных образования в престижных заведениях (как правило, по собственному инструменту и по теории или преподаванию музыки), занятия у авторитетных работающих в Европе педагогов (Сильви Курвуазье, Пьер Фавр, Джерри Хемингуэй, Норберт Пфаматтер, Кристи Доран), образовательные сессии у их именитых коллег из Нового Света (Марк Джулиана, Джим Блэк), целая россыпь национальных и региональных премий и номинаций с собственными проектами. И, безусловно, постоянная работа в дюжине профессиональных ансамблей, имена которых едва ли что-то скажут человеку, не специализирующемуся на современном европейском «вперёдсмотрящем» джазе (Sekhmet, EKL, M.A.L.T., LAMP, Glassworks, Nik Bärtsch‘s Mobile, Shady Midnight Orchestra, SHA‘s Feckel, Poem Pot, Monotales, Betinko Sozial Musik Orkestar и так далее), но без которых современной европейской сцены попросту не было бы как таковой. Некоторые из этих составов оказываются (что несколько неожиданно) известны в России (так, Стокер проехал с Shady Midnight Orchestra в 2015-м году странный маршрут по Сибири от Тюмени до Томска), а некоторые — более известны в Европе (так, Mobile не так давно выпустили диск на легендарном лейбле ECM Records).