16.10.2018, Дубна, КМЦ «Инициатива». Вечер современного европейского джаза

Два коллектива из Европы в одном концерте.

LA MOME (Швейцария)

Philipp Hillebrand (кларнет, бас-кларнет)
Florian Weiss (тромбон)
Clemens Kuratle (ударные, перкуссия)

Трио, лишённое не только гармонического инструмента, но даже баса — это уже серьёзная заявка. Однако этот инструментальный состав (кларнет, тромбон и ударные) идёт дальше: он создан как посвящение ни много ни мало Эдит Пиаф. И, безусловно, в трио никто не поёт.

«Môme Piaf», «маленький воробышек», «малышка Пиаф» — так представил публике девятнадцатилетнюю Эдит Гассьон её первооткрыватель Луи Лепле, владелец популярного парижского кабаре «Le Gerny». Лепле не просто вывел уличную певицу на сцену клуба, который посещали представители всех слоёв общества; он дал ей первые уроки поведения на сцене, порекомендовал одеваться в чёрное платье, впоследствии ставшее её «фирменным знаком», и создал для неё первой же своей афишей творческий псевдоним, под которым она и стала известной всему миру. Уже через год Лепле был убит при так и не прояснённых окончательно обстоятельствах, а «маленького воробушка» с пристрастием допрашивала парижская полиция, допускавшая причастность Пиаф к гибели своего антрепренёра. Однако имя осталось, и никто никогда не произносил настоящей фамилии женщины, подарившей миру «Non, je ne regrette rien», «La vie en rose» и другие хоты классического французского шансона. Отныне её звали Эдит Пиаф.

По мнению швейцарских музыкантов, созданная Пиаф музыка никогда не потеряет своей харизмы и привлекательности. Отличительные яркие мелодии, глубокие и запоминающиеся тексты, высочайшая эмоциональность и вовлечённость исполнителя — всё это, как они говорят, будет порождать всё новые и новые отголоски в мировом искусстве, подчас в совершенно неожиданном контексте. И само их обращение к музыке Пиаф — одно из ярчайших тому доказательств.

«La Môme» называют себя «обычным современным джазовым трио», что само по себе характерно: обычность для них — то, что для многих показалось бы весьма и весьма радикальным шагом в будущее. Необычные аранжировки для кларнета, тромбона и ударных, в понимании музыкантов, сохраняют великолепие специфического голоса Пиаф и подчёркивают хрупкость её личности; они верят также, что чистое звучание духовых, не обрамлённое электрифицированным басом, клавишными и гитарой, позволяет вернуться к тому ощущению музыки, которое рождалось только от звука старого винила околовоенной эры. И они гарантируют, что не пытаются лишь воссоздать атмосферу Парижа: даже если слушателю в какой-то момент начнёт казаться, что музыка «La Môme» стала расслабленной и элегичной, ему гарантировано самое настоящее новоджазовое извержение вулкана. Даже это — дань уважения Эдит Пиаф, готовность откровенно взорваться эмоциями и неприкрытая чувственность того, что происходит на сцене.


ALBATROSH (Норвегия)

Eyolf Dale (фортепиано)
André Roligheten (саксофоны, флейты)

«Альбатрош» ничего общего с альбатросом не имеет. Как говорят сами музыканты дуэта, «это весьма редкое существо с двумя головами и впечатляющим размахом крыльев; оно оптимально использует ветер и имеет выдающуюся дальность полёта благодаря своему динамичному и эффективному стилю; оно не боится других существ и с удовольствием пригласит вас в своё собственное гнездо». И, разумеется, это всё ещё об импровизационной музыке.

Дуэт Эйольфа Дале и Андре Ролигетена сложился в их родном норвежском городке под названием Шиен, когда музыкантам едва перевалило за двадцать. Уже к этому возрасту их имена были известны: Эйольф и Андре считались весьма многообещающими импровизаторами, представителями подрастающей элиты европейской новой музыки. Несмотря на выстроенную каждым из них впоследствии личную карьеру (а играли они очень и очень во многих составах), именно с Albatrosh, формально основанным в 2006-м, музыканты добились своих первых громких успехов, выступили на огромном количестве именитых фестивалей, среди которых London Jazz Fest, North Sea и необычный, но оттого ещё более привлекательный 12 Points в Дублине. У группы на счету уже пять (!) альбомов, последний из которых, «Night Owl», был выпущен известнейшим лейблом Rune Grammofon.

Для музыки дуэта характерно бескомпромиссная взаимная интеграция того, что многие современные музыканты уже искренне считают несовместимым — строгой и осмысленной композиции и свободной импровизации, встроенной в выписанные пьесы, что называется, «без швов». Уже более чем десятилетний опыт совместной работы позволяет музыкантам не терять друг друга и не упускать контроль над полуспонтанным произведением даже в те моменты, когда один из них впадает в процессе исполнения в крайность (причём крайностью может оказаться и уход в полную абстракцию, и беззастенчивый романтизм и стремление к «обычной» красоте в музыке). Некоторые из критиков, описывая их звучание и взаимодействие, употребляют ни что иное, как термин «смузи»: именно так максимально детализированный, чёткий, осмысленный и кристально ясный звук смешан здесь с открытой и ничем не ограниченной экспрессией.

Немудрено, что отзываются о них по-настоящему заметные издания и критики.

«Оба музыканта — действительно большие импровизаторы» (The Guardian)
«Эта их интуитивная химия поднимает альбом на совершенно иной уровень» (New York Times)
«Потрясающий пример безупречного взаимодействия. Этот альбом — сенсация (по меньшей мере!), и это касается и композиции, и импровизации, и инструментализма» (Dagbladet)
Уже в 2008-м коллектив начал постоянно попадать в разнообразные «списки лучших», получать призы, звания и именные стипендии. Только в этом 2008 году Ролигетен получил специальный приз как солист на конкурсе «Young Nordic Jazz Comets» в Копенгагене, сам дуэт на том же конкурсе дошёл до финала, а Норвежская джазовая ассоциация назвала их «Молодыми музыкантами года». На счету Albatrosh специальная «Джазовая стипендия», присуждаемая джазовым фестивалем в Мольде в сотрудничестве с организациями-спонсорами и национальными джазовыми сообществами. А в 2009-м на всеевропейском конкурсе в рамках North Sea музыканты были названы «лучшим коллективом»; комментируя это решение, известнейшая композитор и бэндлидер Мария Шнайдер сказала о «великолепном взаимодействии, потрясающей импровизации, эффектных и полных цвета композициях». Нужно ли ещё что-то добавлять?

На суммарном счету двух норвежцев, каждому из которых сегодня едва за тридцать, более пятидесяти (!) альбомов, записанных в том числе с такими именитыми норвежскими составами и музыкантами, как Trondheim Jazz Orchestra, Team Hegdal, органист Стале Сторлёккен, тубист Даниэль Херскедаль. А среди тех, с кем им приходилось работать — ещё более заметные имена уровня Джанго Бейтса, Паала Нильсена-Лова, Бугге Весселтофта, Матиаса Айка.