21.10.2017. Ильинский Погост, арт-резиденция «Гуслица». Leon (Швейцария)

Antoine Läng — голос, электроника
David Meier — ударные
Raphaël Ortis — бас
Louis Schild — бас

Léon — нестандартная импровизационная формация, исследующая звуковые пространства с помощью двух бас-гитар и приглашённых гостей. Это музыка, развивающаяся по законам скорее физики, чем гармонии, но не менее привлекательная для любого открытого новому слушателя.

История коллектива начинается с дуэта, составленного басистами Рафаэлем Ортисом (Женева, ex-Plaistow) и Луи Шильдом (Лозанна). Начало само по себе неплохое. Главная идея Léon достаточно очевидна: оставаясь в русле радикального авангарда, проработать до мельчайших деталей возможности спонтанного взаимодействия двух басов. Будучи вынуждены учитывать звуковую специфику выбранных инструментов, частотные характеристики которых позволяют далеко не всякому слушателю в полной мере даже просто слышать все обертона рождающегося звука, Рафаэль и Луи придерживаются в своей импровизации вполне определённых правил, уходя от тотальной непредсказуемости. В концертных полотнах, создаваемых Léon, есть своя осознанная режиссура и совершенно конкретные идеи в отношении того, как работать с динамикой, звуковым наполнением и даже гармонией происходящего. Разумеется, не стоит при этом ждать от музыкантов демонстрации виртуозной техники: их звукоизвлечение совершенно нестандартно, и зачастую бас-гитара используется скорее как перкуссионный инструмент, развёрнутый струнами вверх и оперируемый с помощью самых непредсказуемых средств.

Довольно быстро дуэт расширился до идеи трио с приглашёнными гостями; по словам самих музыкантов, чем меньше каждый гость будет музыкально похож на своего предшественника, тем лучше. Что бы в результате ни рождалось — «механический» шум или близкий к натуральному акустическому звучанию амбиент, скрежещущая «металлическая» музыка или квазиголоса фантастических существ,- всё это естественным образом вытекает из желания и способности музыкантов каждый раз заново создавать звуковое полотно от начала и до конца, выражая себя больше в оттенках и игре звука, чем в узнаваемых гармониях или структурах.

Первый российский приезд Léon состоялся именно в составе трио с вокалистом Антуаном Лангом (вокал которого, впрочем, экстремально далёк от сколько-то традиционного пения или даже разговора: Ланг — мастер извлечения из своего тела поистине нечеловеческих звуков, обертонов, хрипов, шипения и так далее). Второй приезд, в 2013-м году, был куда более необычным: коллектив вошёл в число участников уникального фестиваля-гастролёра «МузЭнергоТур», в котором показывал как регулярную программу (теперь уже в квартете с барабанщиком Лионелем Фридли), так и спонтанные коллаборации с музыкантами из нескольких стран. Достаточно сказать, что в рамках этой поездки именно Léon стал основой коллектива, вышедшего на сцену гала-концерта фестиваля этнической (!) музыки «Мир Сибири» в селе Шушенское Красноярского края и ставшего причиной как ряда откровений, так и ряда нелицеприятных высказываний среди аудитории.

В 2017-м году Léon возвращается в Россию в третий раз — на сей раз с барабанщиком Давидом Майером, уже неплохо известным российской публике по «математическому» авант-джазовому трио Schnellertollermeier. Майер — человек, способный не только держать строгий ритм в совершенно неадекватном музыкальном окружении, но и задавать и продавливать совершенно асимметричный и нерегулярный ритмический рисунок.